Skip to main content

ДОПУЩЕНИЕ О НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРАКТИКА ОБОСНОВАНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ В ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Соблюдение принципа непрерывности деятельности как никогда актуально в текущей нестабильной экономической ситуации, при повышенном риске банкротств. В аудиторской практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что обоснование и подтверждение использования допущения непрерывности деятельности оказывается раскрыто недостаточно полно либо совсем не раскрыто в финансовой отчетности (составленной как по МСФО, так и по РСБУ).

Соблюдение принципа непрерывности деятельности как никогда актуально в текущей нестабильной экономической ситуации, при повышенном риске банкротств. В аудиторской практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что обоснование и подтверждение использования допущения непрерывности деятельности оказывается раскрыто недостаточно полно либо совсем не раскрыто в финансовой отчетности (составленной как по МСФО, так и по РСБУ).

Рассмотрим практические аспекты того, какая оценка должна быть произведена руководством отчитывающегося предприятия и какую дополнительную информацию важно раскрывать в финансовой отчетности в наиболее часто возникающих ситуациях для достоверного представления финансового положения.

Оценка непрерывности деятельности руководством

У любой организации в том или ином виде должна быть формализована система текущего, среднесрочного и долгосрочного планирования. У некоторых это детально разработанные бизнес-планы, бюджеты, сравнение руководителем, отвечающим за финансы, планируемых и фактических показателей, анализ отклонений, оперативные корректировки. У кого-то это написанные для очень узкого круга лиц планы, о которых зачастую не знает никто, кроме генерального директора или собственника. Но в любом случае планы имеются, и в них закладывается основополагающее допущение о непрерывном продолжении деятельности. Выстраивается и постоянно корректируется план денежных поступлений и использования денежных средств, заключаются договоры о привлечении краткосрочного финансирования для покрытия недостатка оборотных средств и долгосрочного финансирования для капиталовложений, рассматриваются альтернативные источники финансирования.

Специалисты, ведущие учет и составляющие финансовую отчетность, как правило, видят лишь результаты операций за отчетный период и статическо-финансовое положение на конкретную отчетную дату. Когда имеются негативные факторы, влияющие на способность предприятия продолжать непрерывную деятельность, требуется получить дополнительную информацию об указанных выше планах руководства и описать их в пояснениях к финансовой отчетности.

Типичными индикаторами того, что корпорация может не справиться с взятыми на себя обязательствами и начинает испытывать финансовые трудности, могут служить следующие события или условия финансового характера (которых опытный бухгалтер или финансовый директор не может не видеть и должен первым начинать бить в набат):

  • значительные операционные убытки;
  • отрицательные операционные денежные потоки;
  • отрицательная сумма чистых активов (собственного капитала);
  • существенное превышение краткосрочных обязательств над оборотными активами (отрицательная сумма оборотного капитала);
  • приближающийся срок наступления платежа по займам без возможности их погашения или продления срока займа;
  • чрезмерное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных займов;
  • неспособность соблюдать условия кредитных договоров;
  • неспособность своевременно погашать кредиторскую задолженность;
  • невыполнение законодательных требований в отношении достаточности капитала, несоблюдение иных нормативов (в частности, установленных Центральным банком для кредитных и страховых организаций);
  • невыполнение условий предоставления государственных субсидий;
  • банкротство или финансовая несостоятельность существенных дебиторов;
  • неблагоприятные значения ключевых финансовых коэффициентов.

Также сомнения относительно способности предприятия продолжать непрерывную деятельность в обозримом будущем могут вызывать следующие типичные события или условия операционного и прочего характера:

  • утрата основного рынка, покупателя, поставщика;
  • окончание срока действия лицензии для осуществления основной деятельности (без перспектив на продление ее срока действия);
  • судебные тяжбы и иски против предприятия, возможный исход которых будет для него невыполним;
  • проблемы кадров или дефицит важных средств производства;
  • уход ключевого управленческого персонала без должной замены;
  • изменения законодательства, которые могут оказать негативное влияние на деятельность предприятия.

При наличии какого-либо из упомянутых и иных факторов, которые могут оказать негативное влияние на способность организации продолжать непрерывную деятельность, в финансовой отчетности требуется раскрыть конкретные адресные планы руководства. Это могут быть планы и по снижению операционных затрат, и по отказу от каких-либо инвестиционных проектов (или по их переносу), и новые договоренности с банками и кредиторами по реструктуризации задолженности, получению новых кредитов, замене краткосрочного финансирования на долгосрочное и др.

При нарушении условий возврата займов обычно раскрываются достигнутые с банками договоренности о прощении нарушения. В отсутствие таких договоренностей, в зависимости от условий кредитных договоров, может требоваться признание дефолта по займам с переводом их в задолженность до востребования.

Раскрываются возможные негативные исходы существенных исков, предъявленных предприятию, а также производится начисление соответствующих обязательств исходя из требований МСФО (1А8) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» или ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Раскрываются риски, связанные с концентрацией операций по закупке или продаже товаров с одним или несколькими поставщиками и покупателями, и предполагаемый план действий в случае потери кого- либо из них.

Если предприятие финансируется связанной стороной (например, материнской корпорацией или иным предприятием под общим контролем), у предприятия зачастую отсутствуют документы, подтверждающие намерения дальнейшего финансирования или оказания финансовой поддержки со стороны такой связанной стороны (например, намерения пролонгировать предоставленные краткосрочные займы; не востребовать к погашению текущую кредиторскую задолженность в течение как минимум ближайших 12 месяцев; покрыть убытки предприятия путем предоставления дополнительного капитала или ссуд). Хорошей практикой является заключение договоров о намерениях либо получение писем от финансирующей стороны в подтверждение планов и способности продолжения финансирования. Для оценки способности указанных лиц предоставить обещанные средства обычно дополнительно запрашиваются их собственные отчеты о финансовом положении на последнюю отчетную дату. Соответствующие договоренности раскрываются в пояснениях к отчетности.

Раскрытие информации при наличии убытков на стадии развития

Организации, находящиеся на этапе первоначального развития, как правило, имеют на балансе:

  • незавершенные капиталовложения;
  • финансирование за счет собственного и привлеченного капитала;
  • нарастающие непокрытые операционные убытки, связанные Для заметок с отсутствием на данной стадии выручки от реализации собственной продукции.

Для таких организаций в пояснениях к финансовой отчетности обычно описывается, что на отчетную дату предприятие находилось на этапе, например, строительства завода и в отчетном периоде не осуществляло производственную деятельность и что получение прибыли от операций по реализации продукции зависит от будущих событий, в том числе от сохранения достаточного финансирования для завершения строительства завода и выхода на уровень продаж, достаточный для поддержания структуры затрат предприятия. Уместно включать описание всех новых кредитных договоров и кредитных линий, заключенных для получения дополнительного финансирования, в том числе после отчетной даты.

Если имеют место задержки строительства, приостановление финансирования, пересмотр бюджетов в сторону увеличения, следует описать ведущиеся переговоры с банками по возобновлению финансирования, согласованию увеличенного бюджета, переносу срока строительства, переносу срока уплаты процентов для завершения строительства и т. д.

Краеугольным является подтверждение основополагающего допущения составления финансовой отчетности независимыми аудиторами, на мнение которых о достоверности отчетности полагаются инвесторы, кредиторы, государственные органы и другие пользователи этой отчетности.

Аудитору следует обсудить планы руководства и оценить, являются ли данные планы достижимыми (в частности, бюджеты, прогнозы). Аудитор должен получить доказательства, подтверждающие приемлемость утверждения руководства о том, что принцип непрерывности деятельности является достаточной основой подготовки финансовой отчетности (в частности, изучить промежуточные отчетности и протоколы решений руководящих органов после отчетной даты, рассмотреть соблюдение условий возврата займов, проверить наличие, правомерность и возможность обеспечения выполнения договоренностей о предоставлении финансирования, запросить оценку текущих исков у ведущих их юристов).

Международный стандарт аудита (МСА) 570 «Допущение о непрерывности деятельности», начиная с аудитов за отчетные периоды, заканчивающиеся 15 декабря 2016 года и позже, применяется в новой редакции. Пересмотренный стандарт поднимает вопросы подтверждения принципа действующего предприятия на новый уровень.

В раздел аудиторского заключения, посвященный ответственности руководства за подготовку отчетности, добавляется отдельный параграф об ответственности за оценку допущения о непрерывности деятельности и за раскрытие всех важных обстоятельств, связанных с применением этого допущения. В раздел об ответственности независимого аудитора добавляется отдельный параграф о процедурах подтверждения им данного допущения. Если имеется существенная неопределенность в отношении способности аудируемого лица продолжать непрерывную деятельность, в аудиторском заключении должен присутствовать самостоятельный одноименный раздел (ранее соответствующая информация включалась в общий раздел «Важные обстоятельства»)1.

Указанные изменения предприняты Международной федерацией бухгалтеров (1РАС) в рамках целого ряда поправок к стандартам МСА для улучшения связи между аудиторами и инвесторами, а также руководством корпораций, для повышения доверия пользователей к аудиторским отчетам и финансовой отчетности, повышения прозрачности, качества аудита, а также увеличения ценности информации и повышения внимания со стороны руководства и составителей финансовой отчетности к раскрытию информации, на которую приводятся ссылки в отчете аудитора.

Заключение

Для снижения риска банкротства, особенно в нынешних условиях турбулентной экономики, руководству отчитывающихся предприятий следует на регулярной основе рассматривать любые факторы, которые могут оказать негативное влияние на способность продолжать непрерывную деятельность, в том числе любое приближение к критическим показателям, и оперативно корректировать планы развития.

Для целей упрощения подготовки финансовой отчетности и сокращения времени на ее аудит можно рекомендовать установить систему документирования принятых решений и отслеживания их исполнения и выполнения бюджетов и планов, а также своевременного предоставления всей необходимой информации, относящейся к подтверждению непрерывности деятельности, в бухгалтерские службы, отвечающие за составление финансовой отчетности.

 

Close Menu